На перекрестке всех дорог - Публикации - Губернатор - Хабаровский Край Наверх
Официальный сайт Правительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 23 октября 2017

Обновлено 15 часов назад

На перекрестке всех дорог

16 мая 2017
– Вячеслав Иванович, вы неоднократно подчеркивали удобное геостратегическое положение Хабаровского края. Какие конкурентные преимущества есть у региона для развития транспортных путей и логистики, для увеличения грузопотока в страны АТР?
 
– У нашего края не просто удобное, но и по-настоящему выгодное расположение. Его территория находится в географическом центре Дальнего Востока. Здесь пересекаются автомобильные, речные, воздушные и морские пути, проходят магистральные трубопроводы и железные дороги.
 
При этом Хабаровский край давно уже «вырос» из понятия буферной зоны. Сегодня его без натяжек можно назвать зоной контактной – и внутрироссийской и международной. Это особенно важно в свете новой экономической политики, которую проводит руководство страны на востоке России. Ведь опережающее социально-экономическое развитие округа предполагает и его интеграцию в Азиатско-Тихоокеанский регион. И тут грех не использовать колоссальные транзитные возможности Хабаровского края.
 
Другой вопрос: что нужно, чтобы эти возможности реализовать? Разумеется, совершенствовать транспортную инфраструктуру. Мы должны сформировать опорную сеть для вовлечения промышленного потенциала региона в экономику России и АТР.
 
– На какие виды транспорта вы при этом делаете ставку?
 
– Конечно, на все. Необходимо в полной мере использовать и судоходный Амур (внутренний водный транспорт занимает особое место в жизнеобеспечении северных районов), и имеющиеся выходы через морские порты в страны АТР. Также насущные для нас задачи – расшивка «узких» мест на железной дороге, реконструкция и создание автотрасс, развитие трубопроводного транспорта, авиасообщение.
 
Кстати, на последнем хочу остановиться особо. Мы осуществляем реконструкцию международного аэропорта Новый в Хабаровске. Это важнейший проект как для Хабаровского края, так и для всего ДФО. Будем его реализовывать на основе механизма государственно-частного партнерства. Речь идет о серьезных деньгах. Общий объем инвестиций в развитие аэропорта к 2030 году составит 18,8 миллиарда рублей.
 
За счет федерального бюджета ведется реконструкция аэродромного комплекса. А на строительство нового пассажирского терминала пойдут негосударственные средства. Свое участие подтвердили иностранные инвесторы из Японии: Sojitz Corporation и JATCO. Компания Ernst & Young разработала концепцию и технико-экономическое обоснование проекта развития коммерческой территории (AirCity). Сейчас идет проектирование объектов, с международными гостиничными операторами состоялись переговоры по управлению будущим гостинично-деловым комплексом, взаимодействуем также с профильными инвесторами и операторами торговой коммерческой инфраструктуры.
 
Мы преследуем цель создать современный узловой аэропорт федерального значения, хаб. Речь идет именно о том, чтобы в должной мере использовать конкурентные преимущества края. Ведь аэродром Хабаровск – запасной для аэропортов всего Дальневосточного региона. Он расположен на пересечении транссибирских и трансвосточных воздушных трасс, в наиболее благоприятных климатических условиях, и имеет возможность принимать суда в любую погоду.
 
Впрочем, наш аэропорт и сейчас не только крупнейший в Дальневосточном федеральном округе и первый в нем по объемам перевозок. Он сохранил лидерство в 2016 году, обслужив 1,9 миллиона пассажиров (с учетом транзита). Это на 2,6 процента выше показателей 2015 года.
 
– Грузопоток в аэропорту тоже растет?
 
– Безусловно. По итогам прошлого года он составил 24,5 тысячи тонн (на 5,8 процента больше, чем в 2015-м). У нас появились новые рейсы. Например, авиакомпания «ЭйрБриджКарго» – это один из крупнейших грузовых перевозчиков в мире, который осуществляет межконтинентальные рейсы через Россию, – начала выполнять транзитные посадки в Хабаровске на маршрутах в США.
 
С конца 2016 года новое грузовое направление открыли в нашей маршрутной сети самолеты «Почты России». Это ведомство запланировало и строительство на территории аэропорта Хабаровск логистического почтового центра – единственного на Дальнем Востоке!
 
Вообще, грузопоток у нас сейчас вырос по всем направлениям, включая автомобильный и водный транспорт. Абсолютным лидером по темпам роста стал трубопроводный транспорт – он показал увеличение за 2016 год на 14,1 процента. Свыше половины всех грузов перевозит железная дорога (рост на 4,8 процента).
 
Более того, в Хабаровском крае обеспечивается около 40 процентов грузооборота железнодорожного транспорта ДФО, 23 процента общего грузооборота портов округа и 31 процент – всего транспортного комплекса Дальнего Востока.
 
– Вы рассказали про реконструкцию аэропорта. А каковы перспективы финансирования в 2017 году других крупных проектов, которые реализуются в крае в сфере транспортной логистики?
 
– Начнем с того, что продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Проект масштабнейший, там прогнозный общий объем капитальных вложений составляет более 560 миллиардов рублей. Из них 300 миллиардов вкладывает ОАО «РЖД». На территории Хабаровского края РЖД профинансировало с 2013 по 2016 год работы почти на 40 миллиардов рублей. В 2017-м запланировано более 12,4 миллиарда рублей.
 
Кроме того, железнодорожное ведомство ведет реконструкцию пешеходного тоннеля на станции Хабаровск-1. В нынешнем году затраты составят 216,2 миллиона рублей, к августу тоннель должен быть готов.
 
Еще один масштабный проект – строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в бухте Мучке (морской порт Ванино). Его реализует «ВаниноТрансУголь». Общая стоимость проекта – более 27 миллиардов рублей. Это средства инвестора; они пойдут на создание перегрузочного терминала, развитие транспортной инфраструктуры, сетей энерго- и водоснабжения. А на бюджетные деньги будут выполнены дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности.
 
Плюс к этому принято решение о выделении по этому проекту 3,2 миллиарда рублей федеральной субсидии – на строительство железнодорожного пути и сетей энергоснабжения. Сдать первую очередь комплекса планируем в третьем квартале 2019 года.
 
Важная для нас тема – увеличение мощности Ванинского балкерного терминала с развитием железнодорожной инфраструктуры парка «Токи». Этот проект «Дальтрансугля» стоимостью более 6,1 миллиарда рублей обеспечит к 2020-му перевалку до 24 миллионов тонн энергетического угля в год.
 
Кроме того, в рамках реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития Комсомольска-на-Амуре в 2017 году будут сооружены три участка автодороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску. На это предназначено 583 миллиона рублей, из них средства федерального бюджета – 450,5 миллиона рублей, остальное – краевые деньги.
 
Таким образом в текущем году мы планируем достроить эту важнейшую для нас трассу. Она не просто свяжет центр и районы края с Комсомольском-на-­Амуре и ванинским морским портом, но и станет последней частью автомобильного сообщения евроазиатского международного коридора «Транссиб». К тому же появится транспортный выход с федеральных автомагистралей Чита – Хабаровск и Хабаровск – Владивосток к морским портам на тихоокеанском побережье.
 
– Инвестиции предполагаются большие. Поэтому закономерен и вопрос, насколько серьезную долю ВРП и отчислений в консолидированный бюджет Хабаровского края формирует транспортный комплекс?
 
– Если совсем кратко, то – львиную. В 2015 году на транспорт в общем объеме валового регионального продукта приходилось 24,9 процента, в 2016-м – 26,8.
 
Аналогичная ситуация и с отчислениями в бюджет края. По итогам 2015 года доля транспортной отрасли в налоговых поступлениях составила 15,2 процента, в 2016 году – 15,6 процента (11,8 миллиарда руб­лей), и это крупнейший показатель в крае.
 
В основном перспективный рост транспортной отрасли края обеспечивают инвестиционные проекты нескольких крупнейших компаний: «РЖД», «Транснефть – Дальний Восток», «Дальтрансуголь», «ВаниноТрансУголь», «Хабаровский аэропорт».
 
Конечно, не все направления транспортной деятельности имеют положительную налоговую отдачу. Например, пассажирские перевозки в крае (впрочем, как и во многих других субъектах России) из-за значительных расстояний и сравнительно небольшого пассажиропотока нуждаются в субсидировании. Но ведь речь идет о социально значимых маршрутах, например речных, воздушных! Их нельзя закрыть, иначе отдаленные районы, и без того обладающие низкой транспортной доступностью, будут отрезаны от «большой земли». Вот совсем недавно, в феврале, мы добавили поселок Нелькан к существующему маршруту Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Аян. Сделали это по многочисленным просьбам жителей Аяно-Майского района. Новый маршрут будет субсидироваться из краевого бюджета.
 
– Ванино и Советская Гавань всегда были точкой притяжения для частных компаний, желающих развивать экспорт продукции в страны АТР. По вашей оценке, льготы, предусматриваемые режимом свободного порта, в большей степени рассчитаны на крупных инвесторов или на небольшие проекты, не обязательно связанные с транспортом?
 
– Развитие Ванино – Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла – одна из главных задач транспортного комплекса нашего края на долгосрочную перспективу. Такой подход соответствует и Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Напомню, по ней предусмотрена разработка месторождений Забайкальского и Хабаровского краев, Иркутской и Амурской областей, Республики Бурятия, Южной Якутии, Еврейской автономной области и Кузбасса, строительство горно-­обогатительных комбинатов и – что очень важно для нас – специализированных портовых терминалов в портах Ванино и Советская Гавань. Все это обеспечит рост экспорта угля в страны АТР.
 
Проекты крупные, и реализуют их серьезные инвесторы. Им, безусловно, будут интересны возможности свободного порта, к режиму которого Ванинский муниципальный район отнесен со второго полугодия 2016-го. Ведь для резидентов подразумеваются и налоговые льготы, и упрощение таможенных и визовых процедур, и административные преференции.
 
Но мы рассчитываем, и не без оснований, что сюда придет и менее крупный бизнес. В предварительный перечень потенциальных резидентов вошли 20 инвесторов с объемом вложений более 87 миллиардов рублей. Так вот, более 70 процентов из них – это представители малого и среднего предпринимательства в различных сферах деятельности: строительство, рыбопереработка, сельское хозяйство, транспорт.
 
Более того, сегодня Минвостокразвития РФ прорабатывает возможность снижения минимального объема инвестиций с 5 миллионов до 500 тысяч руб­лей при реализации инвестпроектов на территориях Хабаровского края, включенных в свободный порт Владивосток. Это делается как раз для того, чтобы привлечь сюда малый и средний бизнес.
 
– Что сейчас больше всего мешает экономическому развитию Ванино и Совгавани и что с этим можно сделать (в компетенции полномочий субъекта РФ или через обращение с инициативами на федеральный уровень)?
 
– Ответ на первый вопрос, думаю, вы знаете и сами: основным сдерживающим фактором развития Ванино-Совгаванского узла является неразвитая железнодорожная инфраструктура на подходах к портам.
 
Перспективный грузопоток в направлении морских портов Ванино (входит в число 10 крупнейших портов России) и Советская Гавань заявлен к 2030 году в объеме 130 миллионов тонн в год, в том числе потенциальными резидентами свободного порта Владивосток – около 100 миллионов.
 
РЖД к 2012 году реализовало проект «Реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань», что уже позволило увеличить провозную способность дороги. В 2008-м это было 8,1 миллиона тонн в год, в 2017-м планируется 37,1 миллиона.
 
Понятно, что этого недостаточно – при запланированных-то 130 миллионах!
 
Теперь о том, что можно сделать. Для обеспечения заявленного грузопотока необходимо выполнить второй этап модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Разработана генеральная схема развития Ванино-Совгаванского железнодорожного узла. Она предусматривает синхронизацию сроков развития железной дороги и строительства перегрузочных терминалов. Сейчас эта схема находится на согласовании в РЖД.
 
– Будет ли в Ванино реконструироваться аэропорт?
 
– Наверное, вы имели в виду – в Советской Гавани? Да, в 2017 году мы планируем капитальный ремонт аэровокзала в аэропорту Советская Гавань (Май-­Гатка). Чтобы провести реконструкцию аэродрома, построить сплошное ограждение взлетно-посадочной полосы и патрульную дорогу, проводим работу с Мин­обороны как с собственником аэродрома.
 
– Сейчас в двух прибрежных районах края развиты в основном перевалка грузов, лесозаготовка и лесопереработка, добыча и переработка водных биоресурсов. Будет ли способствовать установление режима свободного порта развитию новых для Ванино – Советско-­Гаванского транспортно-промышленного узла отраслей экономики? Нужны ли они там?
 
– В соответствии с действующим законодательством резидент свободного порта Владивосток может осуществлять любой вид деятельности. Ну, кроме запрещенных, конечно, – насколько помню, туда входят добыча нефти и газа, производство ряда подакцизных товаров, административная деятельность. То есть у нас появляются перспективы развития новых сельскохозяйственных, пищевых и промышленных производств, горного, строительного, топливно-энергетического комплексов, жилищно-­коммунального хозяйства и, разумеется, туризма. В результате – открытие новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, создание и модернизация производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции.
 
Нужно ли это все? Считаю, что такой вопрос даже не стоит. Нужно! Конечно, если мы всерьез говорим об ускоренном социально-экономическом развитии муниципальных образований Хабаровского края и о закреплении там населения.
 
Источник контента: https://www.eastrussia.ru/material/vanino-1/